«Особенный» вуз прокладывает путь к большей автономии для казахстанского сектора высшего образования

Times Higher Education, 4 Сентября 2022 года, Пола Лем, Twitter: @PolaLemМногие руководители университетов были бы рады оказаться на месте Шигео Катсу. В течение десяти лет университет, которым он руководит, является предметом зависти казахстанского сектора высшего образования ввиду уровня финансирования и автономии, не ведомого для большинства государственных вузов.

Times Higher Education, 4 Сентября 2022 года, Пола Лем, Twitter: @PolaLem

Многие руководители университетов были бы рады оказаться на месте Шигео Катсу. В течение десяти лет университет, которым он руководит, является предметом зависти казахстанского сектора высшего образования ввиду уровня финансирования и автономии, не ведомого для большинства государственных вузов.

Основанный в 2010 году бывшим Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым как «ориентир» для преподавания и научных исследований, одноименный Назарбаев Университет (НУ) является редкостью в постсоветской системе, где централизованное управление по-прежнему является нормой. Будучи автономной организацией, НУ также получает значительные субсидии: 98% студентов финансируются государством.

Но господин Катсу считает, что пришло время менять позицию, когда университет является исключительным в своем роде. «Мы глубоко осознаем, что мы не можем оставаться изолированными как единственное в своем роде учреждение», — сказал он.

«Большинство представителей сектора высшего образования относились с некоторой завистью. Они говорят: «У вас есть все ресурсы». Мы пытаемся сказать им: «Будьте терпеливы, потому что мы стараемся сделать так, чтобы вы тоже получали больше таких привилегий».

В некотором смысле, это — парадоксальная цель. В Казахстане, как и в других странах, государственные вузы в значительной степени зависят от правительства, соперничая за ограниченные ресурсы. Но г-н Катсу, похоже, не беспокоится об этом, шутливо отмечая, что «конкуренция — это хорошо».

В конечном счете, реформирование высшего образования является частью миссии НУ. Это подразумевает «внедрение и активное продвижение» среди казахстанских университетов иной парадигмы высшего образования, c учетом западного опыта.

Начиная с 2010 года, приступив к работе в НУ после 30-летней службы во Всемирном банке, г-н Катсу работал над тем, чтобы НУ следовал международным стандартам в процессах приема студентов и иных аспектах деятельности.

«Все основано на меритократии — либо ты сдаешь вступительные экзамены, либо нет; у нас никогда не было «черного входа» для студентов», — сказал он.

В отличие от большинства казахстанских вузов, НУ является вузом с английским языком преподавания и обучения, где около 70 процентов его профессорско-преподавательского состава — иностранцы. Несмотря на то, что университет стремится создать такую же среду обучения, как в международных вузах, в котором так заинтересованы отечественные студенты, желающие обучаться за рубежом, г-н Катсу признает, что иногда возможности университета ограничены географией.

«Сейчас мы уверены, что качество обучения высокое, но у нас нет возможности предложить полное погружение в культуру, потому что наши дети до и после занятий возвращаются к русскому или казахскому языку».

В пределах страны университет пользуется известностью и признанием, но он считает, что это не всегда так за рубежом.

«Очевидно, что наш университет еще очень и очень молод. Нам все еще необходимо заявить о себе — у нас всего восемь выпусков, и, приблизительно, только четыре или пять выпусков с иностранными студентами, следовательно, нам необходимо работать над репутацией. Мне не очень нравятся рейтинговые таблицы, но мы признаем, что это неизбежно».

НУ уже имеет прочную основу в партнерских отношениях с рядом известных зарубежных вузов, включая Кембриджский Университет и Университет Пенсильвании. По словам г-на Катсу, такие партнерские отношения становятся «улицей с двусторонним движением» с упором на совместную исследовательскую деятельность.

Приветствуя такое международное сотрудничество, он, тем не менее, настороженно относится к западным университетам, расширяющим свою деятельность в Казахстане за счет местных вузов.

«Они очень помогают нам в плане институционального развития. Но мы всегда говорим им: не пытайтесь построить филиал кампуса… в краткосрочной перспективе это может быть быстрее, но… наш мандат с самого начала заключался в том, чтобы создать нашу собственную идентичность, развить сильную внутреннюю общую культуру».

Перед университетом стоит непростая задача: привлечь студентов из соседних стран – из России на севере и из Китая на юге — в то время, когда геополитическая напряженность высока: западные правительства опасаются технологических достижений Китая, а западные университеты разрывают связи с российскими коллегами из-за войны в Украине.

Хотя г-н Катсу не берется предсказывать какие-либо «грандиозные изменения» в секторе высшего образования, он считает, что Казахстан, «вероятно, попытается сделать себя более привлекательным для студентов из Китая или других регионов, которые, возможно, испытывают некоторые трудности с поступлением в вузы Европы».

Тем не менее, он признает, что многие российские студенты и университеты редко рассматривают нашу страну как вариант для поступления.

«Молодые российские студенты под влиянием пропаганды внушили себе, что им не нужно рассматривать юг, когда речь идет о качественном высшем образовании — не только студентам, но и учебным заведениям трудно понять, что мы на юге и юго-востоке можем легко конкурировать с ними».

Но ситуация может измениться. «Только сейчас мы начинаем видеть обращения российских университетов, которые хотят сотрудничать с нами — конечно, мы очень обеспокоены тем, чтобы не стать «запасным ходом», при котором мы могли бы подвергнуться тщательной проверке, связанной с санкциями», — сказал он.

pola.lem@timeshighereducation.com

Up

© Nazarbayev University

Республика Казахстан, г. Астана, пр. Кабанбай батыра, 53