Назарбаев Университет: равный доступ и равные возможности для каждого

Развитие безбарьерной среды для студентов с особыми образовательными потребностями, равные условия и возможности для каждого — вот главные принципы Назарбаев Университета.

Зият Абдыкаимов первый незрячий студент и выпускник программы магистратуры Высшей школы образования по инклюзивному образованию. Окончив Назарбаев Университет в 2016 году, Зият остался работать эксперт-менеджером по асисстивным технологиям и доступности Библиотеки НУ, и консультирует преподавателей и студентов по вопросам и проблемам абитуриентов с особыми потребностями.

Зият рассказал о техническом оснащении Библиотеки НУ для студентов и пользователей с особыми потребностями. 

Когда было приобретено библиотекой оборудование для слабовидящих и какими возможностями оно располагает?

Впервые в 2015 году для обеспечения доступа к информационным ресурсам и учебным материалам по моему запросу был приобретен комплект вспомогательных тифло-технических средств (тифлокомплекс). Через три года, после завершения ремонтных работ в здании Библиотеки, появился кабинет и отдельное пространство со специализированными рабочими местами. 

Тифлокомплекс – это специальный компьютер для людей с нарушением зрения со специализированным программным обеспечением (ПО) и периферийными устройствами. К ним относятся принтер Брайля Everest V4 (используется для распечатки важной информации в кратком виде), Zyfuse Heater —  термопринтер для создания тактильно-графических изображений, который позволяет читать иллюстративную информацию. Кроме этого, у нас есть так называемый дисплей Брайля Focus Blue, который помогает считывать и вводить информацию. А ПО компьютера предназначается для озвучивания информации с монитора компьютера (JAWS), перевода материала на шрифт Брайля (Duxbury) и преобразования печатного текста в аудио-материал (OpenBook 9.0).

В прошлом году в Библиотеке появилось дополнительное оборудование для других категорий пользователей с инвалидностью. Например, для пользователей на колясках теперь есть эргономичный стол с индивидуально необходимой регулируемой высотой. Для людей со спастикой — клавиатура Clevy со специальными накладками для предотвращения случайных нажатий и компьютерным роллером Trackball SimplyWorks, который заменяет мышь.

Для людей с нарушениями слуха в Библиотеке Университета установлена портативная информационно-индукционная система «Исток А2», благодаря которой слабослышащие студенты могут комфортно взаимодействовать с библиотекарем.

Как вы думаете, что можно было бы улучшить и внедрить дополнительно?

Понятие «доступная среда» должно охватывать не только физическое окружение — здания и прилегающую территорию, но и информационную инфраструктуру университета. Для создания безбарьерной среды, Библиотеку и кампус Университета нужно оснастить элементами доступности и невизуальной навигации. Например, требуется обеспечить доступность веб-сайтов, внутренних порталов, системы электронного документооборота, мобильных приложений — все они как основные каналы коммуникации являются неотъемлемыми элементами среды университета. 

Я был одним из первых студентов в Казахстане, для которого университет приобрел ассистивные технологии. До этого я учился на программе бакалавриата политологии КазНУ им. аль-Фараби. Поступив в Назарбаев Университет в 2015 году, я увидел готовность Университета, в частности со стороны библиотеки, помочь с развитием инклюзивного образования. К сожалению, не каждое учебное заведение имеет направление по развитию инклюзии, некоторые ВУЗы считают, что достаточно обеспечить студентов пандусами, а ведь каждый обучающийся с инвалидностью нуждается в индивидуальном обеспечении. В этом плане НУ безоговорочно является лидером. 

Можете ли Вы привести пример зарубежных ВУЗов, располагающих максимальными условиями для инклюзивного образования?

На самом деле подобных университетов довольно много. Степень условий здесь — это субъективное мнение, кто и как посчитает меру оснащенности дополнительными сервисами. Первое отличие «нас» от «них», это то, что в Казахстане отсутствует какая-либо практика по организационным моментам, нет закрепленных документов, которые регулировали бы данные вопросы.

По своему личному опыту я могу отметить Indiana University Bloomington, США. Там я обучался в 2014 году, и университет располагал аналогичными ассистивными устройствами, которые имеются сейчас в Назарбаев Университете. На тот момент главной целью для меня было изучение английского языка, и у меня был доступ ко всем информационным ресурсам. Я заранее запрашивал материал на шрифте Брайля в Центре по Ассистивным технологиям (Assistive Technology & Accessibility Centers) и через некоторое время получал все необходимое. 

Как правило, зарубежные университеты подробно описывают предлагаемые услуги и сервисы для людей с инвалидностью на своих сайтах. В странах Европы и США существуют необходимые документы по вопросам инклюзивного образования, определенная политика и стратегии направления.  По сравнению с ними наш Университет можно считать начинающим, для Казахстана это новое явление. 

Вы является автором руководства «Культура взаимодействия с людьми с инвалидностью». По Вашему мнению, необходимо ли каждому, будь то преподаватель или студент, знать правила этикета общения с людьми с инвалидностью для создания благоприятной социальной среды? 

Конечно, желательно проводить просветительскую работу со всеми желающими, но самое главное, чтобы университет способствовал созданию нужных условий. Для оказания качественных услуг и эффективной коммуникации работников Университета и лиц с особыми потребностями, считаю необходимым проводить регулярные тренинги по корректной терминологии и этике общения с лицами с инвалидностью.

Мы начинали с Библиотеки, где каждую неделю проводили минимум один тренинг по повышению квалификации. Далее инициатива расширилась до персонала университета, в частности административных сотрудников. Тут еще есть такой нюанс, что нам необходимо разрабатывать отдельные программы с учетом специфики аудитории, ведь у преподавателей и студентов разные интересы по вопросам инклюзии. Сейчас мы информируем по базовому руководству, касательно терминологии, языка, этикета и особенностей коммуникации. В будущем планируем работать с обучающимися и хотим разработать отдельную сессию, в этом нам помогают рабочие группы студентов. 

Кроме того, в течение 2020 года Библиотека Назарбаев Университета и ОО «NU Alumni» при поддержке КФ «Фонд социального развития» запускает цикл мероприятий «NU Disability Talks». Это будут встречи, дискуссии, открытые лекции с участием экспертов, правозащитников, лидеров казахстанского сообщества людей с инвалидностью, общественных деятелей и других заинтересованных лиц по актуальным вопросам обеспечения прав и улучшения качества жизни людей с инвалидностью.

Более детально об инклюзивном образовании Назарбаев Университета Вы можете узнать по ссылке: https://nu.kz.libguides.com/DisabilitySupport/