Исследование НУ: Как дети воспринимают частное репетиторство

30 учеников шестых классов казахстанских школ приняли участие в исследовании профессора Назарбаев Университета Анаса Хаджара на тему теневого образования. На протяжении года ученики делились опытом и мнением по поводу частного репетиторства в Казахстане, что делает исследование уникальным в профильной области — прежде в подобных научных проектах рассматривали мнение учеников старших классов.

Термин “теневое образование” был впервые использован в 1991 году профессором и экспертом в области образования Марком Брэй. Он обозначает неофициальную составляющую образовательного процесса, самым распространенным проявлением которого является частное репетиторство.

“К сожалению, область теневого образования еще мало изучена в мире. Это связано с тем, что репетиторы и родители не желают раскрывать информацию. Первые опасаются за “налаженный бизнес”, вторые переживают из-за общественного осуждения, что если ребенку нужен репетитор, значит он недостаточно умный и способный. Последняя статистика была опубликована в 2009 году, согласно которой 70% учеников в Казахстане обучались дополнительно у своих же классных руководителей”, — рассказал доктор Анас Хаджар.

Ученый рассказывает, что выбрал учеников шестых классов неслучайно. В этом возрасте школьники Казахстана решают поступить в школы вроде НИШ, РФМШ, «Нур-Орда», куда требуется основательная подготовка. При этом исследование придерживалось принципов конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, в которых дети младшего возраста рассматриваются как способные взять на себя ответственность и активно участвовать в исследовательском процессе.

В научной работе о теневом образовании профессор Хаджар искал ответы на следующий исследовательский вопрос: как отобранные учащиеся 6-го класса оценивают влияние частных репетиторов на уровень успеваемости?

Ответы участников проекта были преобразованы в тематическую карту, из которой стали известны в чем мотивация учеников заниматься дополнительно, различия обучения в школе и за ее пределами, а также недостатки занятий с репетитором. К последним ученики шестых классов отнесли давление и принуждение со стороны учителей школы, которые настаивают на частных уроках с ними; финансовую нагрузку на родителей, из чего следует психологическое давление не оправдать надежд семьи; и недостаток свободного времени на хобби.

“Значимый вклад этого проекта в том, что он обнажил неявные преимущества частного репетиторства. Большинство предыдущих исследований в области теневого образования рассматривало очевидные преимущества частного репетиторства — это сдача экзаменов, зачисление в элитные школы и вузы и тд. Однако в нашем проекте дети отмечали «неочевидные» выгоды дополнительных частных уроков. Они помогли ученикам стать уверенными в себе, повысили самооценку, улучшились социальные навыки и появился интерес к урокам в школе. Поэтому мы не говорим, что частное репетиторство плохо и его нужно запретить. Этот сектор нужно регулировать” — добавляет автор исследования.

На основе проведенного исследования, профессор Хаджар порекомендовал правительству страны и профильным органам разработать государственную программу, предоставляющую частное репетиторство ученикам из экономически-уязвимых семей. 

“Казахстанское правительство также должно принять реалистичную и эффективную политику реагирования на растущий сектор частного репетиторства, а также наладить работу с школьными учителями, которые предоставляют услуги частного репетитора «, — говорится в рекомендациях по итогам исследования.