Медиа

Часто задаваемые вопросы

Последнее обновление от 28 Сентября, 2023

Цель Назарбаев Университета - стать исследовательским университетом международного уровня. Университет руководствуется принципами автономности и академической свободы. Поступление на обучение и успеваемость полностью основаны на принципах меритократии. Все профессора ведут активную научную деятельность и совмещают исследования и преподавание. Студенты имеют возможность подать заявку на участие в исследовательских проектах, даже будучи первокурсниками.

1. Краткая информация про Назарбаев Университет

2. Интеграция научных исследований в образовательный процесс: Почему это важно и почему это является отличительной чертой NU?

Интеграция научных исследований в образовательный процесс, является отличительной особенностью NU и включает в себя следующие четыре компонента:

  • все академические программы включают в список литературы актуальные научные статьи и ресурсы,
  • студенты всех специальностей бакалавриата и магистратуры обязаны выполнить содержательный исследовательский проект,
  • студенты, включая студентов бакалавриата, могут подавать заявки на работу в качестве ассистентов исследователей в финансируемых исследовательских проектах, которые возглавляют научные руководители (PIs), и
  • студенты, демонстрирующие высокие результаты, могут быть соавторами научных работ вместе со своими преподавателями и могут быть приглашены для представления результатов своих исследований на местных и международных научных конференциях.

Все профессора NU являются "активными исследователями", постоянно публикующими результаты своих исследовательских проектов в журналах с высоким рейтингом, в книгах или книжных главах. В NU основное внимание уделяется созданию глобальных исследований с местным влиянием.

Будучи университетом с интенсивным исследовательским процессом, профессора всегда в курсе новых идей в своих дисциплинах, и они следят за тем, чтобы актуальные, современные исследования были включены в каждую программу.

Когда студенты активно участвуют в исследовательских проектах, они глубоко вовлекаются в процесс обучения, они могут детально изучить концепции и им приходится расширять свои навыки критического мышления.

Навыки, развитые в исследовательских проектах, можно использовать в будущей профессиональной деятельности. В исследовательских проектах студенты учатся сотрудничать для решения сложных проблем, проверять свои предположения, использовать доказательства для утверждений. Исследовательские навыки помогают студентам связать теорию с практикой и разработать творческий и систематический подход к решению проблем. Эти навыки высоко ценятся работодателями, как в бизнесе, так и в государственном секторе.

Когда студенты занимаются дипломной работой и исследовательскими проектами, они должны научиться определять приоритеты в выборе исследовательских вопросов. В рамках этих проектов студенты получают практическое обучение и узнают, что они могут внести свой вклад в создание новых знаний. Это помогает им приобрести знания и навыки, выходящие за рамки учебного процесса, укрепляет уверенность в себе и повышает общую успеваемость. Исследовательский проект может быть включен в качестве отдельного составляющего общей программы или быть интегрированным в элективный курс на основе проекта.

Для успешной интеграции научных исследований и образовательного процесса в NU создана исследовательская инфраструктура, включающая современную библиотеку с более чем 100 подписками, включая журналы, электронные книги и государственные базы данных.

Для исследователей в области STEM функционируют 272 лаборатория площадью 22258 квадратных метров. Лаборатории созданы по различным дисциплинам, таким как медицина, клеточная физиология, физиология животных, биофизика, биохимия, биосенсоры, биоприборы, бионика, микробиология, гистология и иммуногистохимия, химия, органическая химия, химический анализ, химия полимеров, гидромеханика, электронная микроскопия, оптические материалы, лазерная оптика, масс-спектрометрия, ядерно-магнитная визуализация, сборка аккумуляторов, исследования солнечной энергии, физика высоких энергий, математика, микрочипы, робототехника, компьютерные науки, промышленная автоматизация, горное дело, наука о земле, метрология, очистка воды, механика грунтов, климатические исследования и многие другие.

Данная научно-технологическая инфраструктура NU постоянно совершенствуется и расширяется в ответ на потребности студентов и достижения в области технологий. В результате образовательные программы NU постоянно улучшаются согласно современным достижениям в соответствующей научной области.

Приблизительно 25% научных публикаций NU включают как минимум одного студента-автора. Мы ожидаем, что эта доля будет расти в ближайшие годы, поскольку все больше студентов видят преимущества публикаций в научных журналах вместе со своими профессорами. На этой диаграмме показано количество студенческих публикаций NU в журналах со Скопус-индексом, материалах конференций и книжных главах.

Ученые NU стремятся публиковаться в верхнем квартиле (Q1) признанного списка научных журналов в своей области. В некоторых случаях, эти рецензируемые журналы Q1 также находятся в открытом доступе, что означает их доступность широкой публике без взимания оплаты. Стоимость журналов открытого доступа оплачивается не за счет подписки или лицензий сайта, а за счет издательских гонораров, которые выплачиваются учреждениями авторов. Все большее количество журнальных статей, материалов конференций и других научных публикаций, авторами которых являются преподаватели и студенты NU, доступны в открытом доступе. Институциональный репозиторий NU, доступ к которому осуществляется через веб-сайт библиотеки NU, включает диссертации студентов-выпускников и некоторые научные проекты.

Публикация исследований в ведущих журналах и научных изданиях повышает репутацию Казахстана как экономику знаний, а также способствует карьерному росту авторов, включая студентов, и повышению репутации NU. Опубликованные научные работы также дают ощутимое преимущество студентам, которые заинтересованы в поступлении на местные и международные программы магистратуры.

Интеграция научных исследований в образовательный процесс – это долгосрочные инвестиции в подготовку уверенных в себе выпускников, готовых внести свой вклад в развитие экономики знаний и репутации Казахстана на мировой арене.

3. Почему для Назарбаев Университета был разработан отдельный закон, дающий ему полную автономность и независимость от Министерства науки и высшего образования РК?

Принятие Закона Республики Казахстан «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд» (далее – Закон) является реализацией принципа «регулирования с «чистого листа».

В нашей ситуации этот Закон был использован в связи с тем, что в рамках действующего на тот момент регулирования были многочисленные сложности для выполнения задачи по созданию современного исследовательского университета.

Отмечаем, что с 2009 по 2010 (до принятия Закона) Университет работал в рамках общего регулирования. При этом проектная группа по созданию Университета не раз обращала внимание Правительства на неэффективность действовавшей на тот момент регуляторной системы. Не секрет, что и другие образовательные организации высказывали мнение об излишней зарегулированности образовательной системы.

Закон обеспечивает академическую и институциональную автономию Университета. В свою очередь, автономия позволяет Университету внедрять современные академические стандарты, прозрачную систему отбора студентов на основе академических достижений и политику найма на основе профессиональных заслуг, а также соответствующую структуру управления.

При этом Университет выходил с инициативами придать статус, аналогичный своему, и другим крупным вузам Казахстана. Данная инициатива получила отражение в Плане нации - 100 конкретных шагов: «Шаг 78. Поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета. Трансформация частных вузов в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой».

В рамках данного пункта был принят Закон Республики Казахстан от 4 июля 2018 года №171-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений» и значительно расширена академическая и управленческая самостоятельность всех вузов Казахстана.

В связи с этим именно Закон и опыт Университета стали началом возрождения принципов академической свободы вузов Казахстана. При этом, считаем, что потенциал Закона не исчерпан. Ряд других крупных вузов могли бы получить такой же статус.

4. Какая работа проводится по вопросам получения аккредитации?

Назарбаев университет (NU) стремится достичь международно-признанного академического и исследовательского превосходства. NU успешно прошел внешнюю институциональную оценку в рамках Программы институциональной оценки (IEP) Ассоциации университетов Европы в 2017 и 2019 годах.

Процесс включал изучение качества академической деятельности, исследований и стратегического управления NU. Внешние эксперты высоко оценили стремительный и впечатляющий прогресс, достигнутый NU за несколько лет с момента его создания. В рамках этого процесса внешние эксперты оценили соответствие NU Стандартам и рекомендациям по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG). Участие NU в процессе IEP свидетельствует о его намерении постоянно повышать качество преподавания и обучения, а также обеспечивать соответствие его академической подготовки стандартам качества Европейского пространства высшего образования.

Помимо институциональной оценки, NU намерен пройти институциональную аккредитацию. Институциональная аккредитация обеспечивает внешнее признание того, что учреждения соответствуют руководящим принципам, ценностям и стандартам, установленным аккредитационными агентствами. Этот обширный процесс включает в себя оценку качества образовательных и исследовательских процессов, объектов и инфраструктуры кампуса, служб поддержки студентов, развития профессорско-преподавательского состава и других областей. В соответствии со своей Стратегией на 2018-2030 гг., NU будет добиваться институциональной аккредитации от одной из наиболее авторитетных международных организаций «золотого стандарта». Ввиду стратегической важности данного мероприятия, NU проводит всеобъемлющий обзор своих достижений для обеспечения соответствия внутренних процессов и процедур передовым международным стандартам.

NU уделяет приоритетное внимание аккредитации своих программ через внешние организации с самой высокой репутацией. Магистерские программы Высшей школы государственной политики NU аккредитованы Европейской ассоциацией по аккредитации программ в области государственного и муниципального управления (EAPAA). В феврале 2020 года Программа английского языка NU Foundation получила аккредитацию Британской ассоциации преподавателей английского языка для академических целей (BALEAP). В течение следующих двух-трех лет университет планирует аккредитовать учебные программы в области бизнеса, инженерии, естественных и гуманитарных наук, медицины и образования. Университет будет информировать широкую общественность о завершении ключевых этапов этого процесса.

Подробная информация об аккредитации

5. Входит ли Назарбаев Университет в глобальные рейтинги?

Глобальные рейтинги университетов предоставляют дополнительную возможность для внешней оценки деятельности вуза. В отличие от аккредитации, рейтинги предоставляют информацию об эффективности вуза по сравнению с другими вузами с использованием различных мер и показателей, таких как качество преподавания, качество и влияние исследований, международные перспективы, передача знаний и внешний доход.

Назарбаев Университет (NU) вошел в 30 процентов лучших международных исследовательских университетов согласно мировому рейтингу университетов Times Higher Education (THE) за 2024-й год. Результаты, опубликованные THE 28 сентября, оценивают 1904 университета из порядка 100 стран. NU впервые принял участие в этой международной рейтинговой таблице. Вхождение в одну треть ведущих исследовательских университетов мира всего за 13 лет - важная веха и выдающееся достижение по международным стандартам.

НУ закрепил позицию в диапазоне 501-600, продемонстрировав тем самым лучшие показатели среди вузов Казахстана и региона Центральной Азии и Кавказа. В 2024 году Казахстан в этом рейтинге представлен всего 4 университетами, список которых возглавляет Назарбаев Университет.

   На данном этапе развития Назарбаев Университет отдал предпочтение именно Times Higher Education World University Rankings (THE WUR) по ряду весомых причин: 

  • Всесторонняя и сбалансированная методология оценки;
  • Объективность в оценке эффективности университетов, определяемая ежегодным независимым внешним аудитом;
  • Фокус на оценке исследовательской деятельности университетов.

Согласно обновленной методологии оценки, вузы оцениваются по 17 индикаторам в 5 направлениях: 

  • Преподавание (29,5%),
  • Исследовательская среда (29%),
  • Качество исследований (30,5%),
  • Связь с индустрией (4%),
  • Интернационализация (7,5%).

NU получил очень высокие оценки по критериям «Исследовательская среда» и «Качество исследований»: эти категории включают в себя показатели, оценивающие репутацию университета в области научных исследований, количество научных публикаций размещенных в 10% лучших по цитируемости публикаций во всем мире и другие показатели. Высокие баллы NU в данных категориях демонстрируют высокий международный уровень исследований, проводимых его профессорами и научными сотрудниками. NU также получил высокие оценки в категории «Интернационализация»: высокая доля (более 67%) публикаций NU за период 2018-2022 гг. имеет международное соавторство.

Следующая стратегическая цель Назарбаев Университета – войти в число 20% лучших университетов мира по рейтингу THE WUR к 2030 году.

6. Сколько научных статей было опубликовано учеными Назарбаев Университета?

В период становления с 2011 по 2017 годы общее количество публикаций NU составило 1630. Старт новых грантовых программ поддержки научной деятельности с 2017 года напрямую повлиял на рост числа научных публикаций, и по данным на 13.02.2023 количество статей выросло до 6870 - это примерно 1/6 от общего числа работ, опубликованных казахстанскими вузами и научными институтами с 2011 по 2022 год (42549)."

Таким же образом количество публикаций в престижных журналах Q1 по версии Scopus выросло с 615 до 2896 (по данным на 13.02.2023), что составляет около 1/3 от общего количества научных работ, опубликованных казахстанскими учеными в журналах Q1 с 2011 года (8110). В связи с тем, что оплата публикационного взноса в журналах Q1 осуществляется после прохождения процесса независимого научного рецензирования, который в среднем проходит только 1 из 10 статей, в таких журналах невозможно продвинуть свою работу для публикации за плату.

7. Какой коэффициент цитируемости научных публикаций Университета в области знаний?

Взвешенный по области знаний коэффициент цитируемости (далее - FWCI) за пять лет составил 1,34. Это значит, что публикации Университета цитируются на 34% больше, чем ожидается в соответствии со средним мировым показателем 1 (1). Это говорит о растущем качественном уровне профессорско-преподавательского состава, 30% которого составляют казахстанцы со степенью Ph.D (2). Таким образом, Университет выполняет задачи по становлению в качестве исследовательского вуза, и развитию местного потенциала, изложенные в Стратегии Университета 2018-2030.

(1) Для сравнения, общий FWCI для Казахстана за тот же период составляет 0,95, т.е. казахстанские научные работы цитируются на 5% меньше, чем в среднем по миру.

(2) В первые годы открытия вуза их количество было менее 10%.

8. Сколько выпускников закончили обучение с момента создания Назарбаев Университета?

В 2010 году Назарбаев Университет принял первых студентов на программу Foundation и в течение года провел подготовку к программе бакалавриата. Поэтому в 2015 году Университет выпустил первый поток выпускников. За 2015-2023 годы выпускниками университета стали 8 734 человека. По годам показатель выглядит следующим образом:

В 2015 году - 522 выпускника,

В 2016 году - 635 выпускников,

В 2017 году - 720 выпускников,

В 2018 году - 844 выпускника,

В 2019 году - 980 выпускников,

В 2020 году - 1068 выпускников,

В 2021 году - 1126 выпускников.

В 2022 году – 1389 выпускника.

В 2023 году - 1450 выпускника.

Учитывая, что обучение на разных программах Университета завершается в разное время, количество выпускников 2023 года увеличится до конца года.

9. Где сейчас находятся выпускники NU?

Общее количество выпускников 2015-2022 годов выпуска составляет 7284 человека. Из них завершили:

  • программы бакалавриата 4505 (61.85%), 
  • программы послевузовского образования (магистратуры, докторантуры PhD и резидентуры) 2779 человек (38.15%)

Общее количество выпускников 2022-2023 года выпуска составляет 1450 человек. Статистические данные по выпускникам 2023 года выпуска находятся в процессе сбора и обработки.

Согласно отчету о статусе занятости выпускников Назарбаев Университета, 91,2% (4521) из трудоустроенных выпускников находятся в Казахстане, 8,8% (436) - за рубежом.

Из общего числа выпускников, продолживших обучение, 58.9% (788) продолжают обучение в вузах Казахстана, 41.1% (550) - в зарубежных вузах.

Доля выпускников по специальностям составляет:

  • Гуманитарные и социальные науки, бизнес, образование и гос.политика: 41.2% (2998),
  • Естественные науки, инженерия, технологии и математика/STEM: 53.9% (3927),
  • Медицина: 4.9% (359).

10. Какую работу ведет NU по наращиванию местного кадрового потенциала?

Наряду с подготовкой выпускников, NU ведет работу по наращиванию местного потенциала посредством реализации программы постдокторантуры, которая была запущена в 2017 году для подготовки академических и научных кадров не только для NU.

В первый год количество постдокторантов составило 4 человека и в последующие годы составляло: в 2018 – 18 постдокторантов, в 2019 году – 32, в 2020 году – 31, в 2021 – 30, в 2022 – 18. С момента запуска в программе приняли участие 53 ученых, 81% из которых являются гражданами Казахстана. Из общего числа постдокторантов 21 человек были приняты на позицию ассистент-профессоров в NU (15 из них казахстанцы). Несколько постдокторантов были назначены на руководящие позиции в национальном и региональном университетах.

Также важным показателем в наращивании национального кадрового потенциала является постепенный рост числа профессоров NU, являющихся гражданами Казахстана. В 2015 году казахстанцы составляли 19,7% от общего контингента профессорско-преподавательского состава, а по состоянию на начало 2023 года составляли 30,1% (155 человек).

11. Как финансируется NU?

Деятельность Назарбаев Университета финансируется из разных источников, включая Республиканский бюджет, эндаумент-фонды и прочие доходы от работ и услуг. Так, в 2023 году запланированы поступления:

1) 62% из республиканского бюджета, в том числе:

- в рамках Государственного образовательного заказа (вкл. средства на реализацию Программы развития Исследовательского университета) - 57%,

- по целевому вкладу - 2%,

- по проектам по программе «Экономика будущего» и от Комитета науки РК - 3%.

Материалы, касающиеся финансирования деятельности NU из Республиканского бюджета, находятся в публичных источниках.

 

2) остальные источники 38% - это внебюджетные средства, такие как спонсорская помощь от эндаумент-фонда и доходы от оказания платных услуг (платное обучение, тренинги и прочие платные услуги).

 

12. Каков порядок приема профессорско-преподавательского состава в NU?

Найм профессорско-преподавательского состава в Назарбаев Университет производится открыто и прозрачно.

Этому способствует многоступенчатая система конкурсного отбора, который проводится посредством электронной системы и включает в себя:

1) размещение вакансии, в том числе на международных признанных интернет-площадках (timeshighereducation.com, academickeys.com, higheredjobs.com и т.д.);

2) рассмотрение документов претендентов на соответствие квалификационным требованиям;

3) оценку академических и исследовательских достижений кандидатов;

4) интервью с кандидатом.

При отборе кандидата проверяются привлечение его к уголовной ответственности, проверка рекомендаций, а также проверка информации в открытом доступе.

В целях изучения личностных и профессиональных качеств претендентов они могут быть приглашены в Университет для проведения лекции или семинара. В таких случаях также принимаются во внимание отзывы студентов о качестве преподавания такого претендента.

Сам конкурсный отбор проводится поэтапно несколькими независимыми друг от друга комиссиями, что обеспечивает объективную оценку при найме.

13. Как устроена система оплаты труда в NU?

Принимая во внимание, что при найме профессорско-преподавательского состава (ППС) Назарбаев Университет конкурирует с передовыми вузами, система оплаты труда ППС основана на анализе условий оплаты труда международных вузов со схожими дисциплинами и сопоставимой преподавательской и исследовательской нагрузкой.

Для этого используются, в том числе данные американской профессиональной ассоциации специалистов области управления человеческими ресурсами для работников сферы высшего образования - College and University Professional Association for Human Resources (CUPA-HR). В данную ассоциацию входят около 2000 организаций высшего образования по всему миру.

В результате принятых Университетом мер удалось пригласить высоко квалифицированных преподавателей из 64 стран мира (по состоянию на 01.01.2023). Фактор концентрации в NU такого ППС имеет существенное значение для развития Казахстана в целом.

Важно отметить, что диапазоны должностных окладов ППС для граждан Казахстана и иностранцев едины. Различие в компенсации между иностранными работниками и гражданами Казахстана лишь в наличии дополнительных статей в соцпакете. Это обусловлено необходимостью иностранцам перевоза в Казахстан семьи, багажа, а также обучения детей в школах с иностранным языком, оплатой перелетов на родину и т.д.

14. Как NU заменил Бакалавриат по «Болашак»?

Необходимо отметить, что уже до запуска NU, к 2010 году произошло поэтапное сокращение количества стипендиатов «Болашак» по программе бакалавриата – если в 2005 году бакалавры составляли 69% от общего количества, то уже в 2010 году они составляли 34%.

NU стал логическим продолжением стипендии «Болашак», когда в 2011 году было принято решение об отмене подготовки бакалавров в рамках стипендии «Болашак». Перед NU была поставлена задача предоставлять образование, качество которого будет сопоставимо с образованием, предлагаемым зарубежными университетами, но с меньшими затратами.

Так, при обучении на бакалавриате по стипендии «Болашак» покрывались расходы на проживание, питание, учебную литературу, медицинскую страховку, перелет, расходы на оформление визы и стоимость самого обучения. Расходы на стоимость обучения стипендиата оплачивались в соответствии с официальной стоимостью учебного заведения, которая публикуется на официальном сайте учебного заведения. Например, стоимость программ бакалавриата в США в зависимости от университета и направления обучения варьируется от 25 до 55 тысяч долларов США в год. Ежемесячная стипендия в зависимости от штата США составляет от $1500 до 2000.

Для сравнения, стоимость гранта на бакалавриате в NU в рамках государственного заказа составила в 2022-2023 академическом году 6,084 тыс. тенге, а ежемесячная стипендия на бакалавриате в NU равна стипендиям в других казахстанских вузах.

При этом, за весь период существования в рамках программы «Болашак» подготовлено 11955 специалистов, из которых 43% по STEMM направлению. Назарбаев Университет подготовил уже 7284 специалиста (первый выпуск в 2015 году), около 59% из которых по STEMМ направлению. Из числа нынешних студентов 61% обучается по STEMM специальностям. Учитывая постепенный рост количества студентов, ежегодно выпускающихся из NU (в 2019 году – 980, в 2020 году – 1068, в 2021 году – 1126, в 2022 году – 1389 человек), к 2030 году общее количество выпускников NU может составить более 16000.

15. Информация о поступлении по всем программам.